"Королевские почести" – история Bowers&Wilkins, журнал DVDXPERT, сентябрь 2006

Немного есть на свете компаний, которые могут похвастаться тем, что получили награду за свою продукцию из рук самой английской королевы. Одна из них — британская Bowers & Wilkins, мировой лидер в производстве акустики класса High End. В этом году фирме исполняется 40 лет.


Из истории

Самая почетная британская награда The Queen’s Award for Enterprise в категории “инновации” является авторитетным подтверждением новаторского характера технологий B&W, в том числе разработанных для знаменитых колонок “Наутилус” (Nautilus™). Эти акустические системы совершенно необычного вида совершили революцию не только в области звуковоспроизведения, но и в представлениях о том, как способны выглядеть колонки и до какой степени непохожими на стандартно-прямоугольные деревянные ящики они могут быть.
История компании B&W началась задолго до ее официального создания в 1966 году. Отец-основатель фирмы Джон Бауэрс (родился в 1923 году) во время Второй мировой войны отвечал за поддержание секретной  радиосвязи с силами Сопротивления в оккупированной гитлеровцами Европе. В армии он получил неплохую подготовку по части электроники и радио, и после войны вместе со своим сослуживцем Роем Уилкинсом решил открыть в городе Уэртинг (Worthing) магазин по торговле оборудованием Hi-Fi. Джон часто ходил на концерты, обожал классическую музыку, но был крайне недоволен тем, как ее воспроизводили даже самые лучшие тогда колонки. Постепенно он начал экспериментировать на заднем дворе своего магазина, пытаясь соорудить акустику с более правдоподобным и вдохновляющим звучанием.
Поднабравшись опыта, он сумел сконструировать собственный образец, оказавшийся настолько удачным, что от многочисленных друзей и знакомых немедленно посыпались просьбы сделать им такие же. Когда число изготовленных вручную, “на коленке”, громкоговорителей перевалило за вторую сотню, стало ясно, что партнерам пора отправляться в самостоятельное плавание, но, увы, нужных капиталов у них не было. И тут судьба преподнесла  изобретателю подарок — одну пожилую леди так очаровал саунд акустики Бауэрса, что она поверила в творческие задатки Джона и отписала ему в своем завещании целых 10 тыс. фунтов (по нынешним временам эти деньги эквивалентны более чем вдесятеро большей сумме в британской валюте или двум с лишним сотням тысяч долларов). С таким финансовым заделом уже можно было затевать собственное производство, и в 1966 году на свет официально появилась компания B&W Electronics.

Начало

Через год, в 1967-м, B&W произвела на свет своего первенца — колонки P1, с приобретенным у EMI басовым динамиком и заимствованным у Celestion твитером. Закупки чужих динамиков продолжались недолго — в 1970 году мониторы DM70 были спроектированы и изготовлены фирмой уже полностью самостоятельно, от динамиков и кроссоверов до корпуса.
Компании с самого начала сопутствовал успех, и в 1973-м B&W получила свою первую королевскую награду Queen’s Award — за успешный экспорт британской продукции. В том же году радиовещательная корпорация BBC выбрала мониторы B&W для своих студий.
В те далекие годы мало что было известно о процессах, происходящих на стыке звуковой катушки, диффузора динамика и его подвеса — двигались они слишком быстро и незаметно на глаз, а лазерные интерферометры еще не вышли из стен исследовательских лабораторий. Чтобы разобраться во всех этих тонкостях, Джон решил пригласить самых одаренных инженеров и вложил большие средства в разработку измерительного оборудования. В 1976 это направление оформилось как специальный научно-исследовательский отдел, где трудилась команда акустиков и электронщиков, вооруженных новейшими системами моделирования, тестирования и конструирования. Глава предприятия вообще считал, что научным изысканиям принадлежит ведущая роль в создании новых поколений акустики, и практически всю прибыль немедленно вкладывал в  НИОКР.

Бурный рост

Такая политика не замедлила принести свои плоды. С 1973 по 1978 год продажа продукции за рубеж выросла в 10 раз, и компания вторично удостоилась королевской награды — вновь за успехи в развитии британского экспорта. Основываясь на результатах измерений и моделирования, в 1977-м B&W выпустила колонки нового типа DM7 — первые громкоговорители с отдельно стоящим на верхушке “кабинета” твитером, что позволило существенно снизить дифракцию на краях корпуса и уровень искажений.
Джон Бауэрс постоянно поддерживал контакт с инженерами студий звукозаписи и высоко ценил эту обратную связь, дававшую ему немало ценной информации относительно улучшения АС. Как итог подобного сотрудничества в 1979 году родилась модель B&W 801, сделавшаяся настоящей классикой для самых известных в мире лейблов. Сначала мониторы протестировала фирма EMI, после чего одобрила их использование в знаменитой Abbey Road. Затем Decca установила 801-е во всех своих записывающих студиях, а далее последовали Deutsche Grammophon и многие другие.
Признание в среде профессионалов стало трамплином для стремительного прорыва B&W в узкий круг мировых лидеров в области создания акустических систем. Доходы предприятия росли, но Бауэрс неизменно направлял их на расширение производства, исследования и перспективные разработки, и в 1982 году он построил для своей научной команды отдельный исследовательский центр, разместив его в Стейнинге, на юге Англии. Авторитет этого учреждения (Steyning Research Establishment) оказался настолько высок, что оно получило второе имя — Университет звука (University of Sound). Сегодня в нем работают более 20 ведущих инженеров и ученых, а также проводится обучение дилеров со всего света, в том числе из России.
В 1983-м B&W выпустила модели DM110 и DM220 — первые колонки цифровой эры, способные передать всю динамику записей с компактдиска, появившегося всего за год до этого. С тех пор название DM стало расшифровываться как Digital Monitor.
В 1986-м отмечался 20-летний юбилей компании и прошел первый всемирный съезд дистрибьюторов продукции B&W в Монреале. Тогда же была запатентована технология Matrix (матричная структура внутренних ребер жесткости, придающая корпусам необыкновенную прочность).
В 1987 году Джон Бауэрс покинул сей мир, но созданная им философия звука столь глубоко укоренилась в компании, что и в дальнейшем главные идеалы B&W оставались неизменными. С момента своего основания 40 лет назад фирма никогда не стремилась сделаться самой крупной, но настойчиво шла к тому, чтобы стать самой лучшей. Высшей целью Джона был неустанный поиск путей к наиболее совершенному воспроизведению звука, и той же задачей  инженеры B&W вдохновляются и сегодня.

Продолжение развития

B&W NautilusБразды правления B&W принял целеустремленный Джо Аткинс, сумевший упрочить команду руководителей во
всех регионах и придавший бренду поистине глобальный характер. При нем бурный рост компании продолжился, она освоила производство встраиваемой акустики (CWM6 и CWM8, 1990 год), новых мониторов Matrix 801, юбилейную модель Silver Signature в честь своего 25-летия (1991), однако наиболее значительным достижением конца XX века можно считать рождение легендарных “Наутилусов” в 1993 году. Созданию этих четырехполосных
“улиток” предшествовали пятилетняя программа упорных трудов по разработке новых динамиков, материалов и конструкций корпусов. Сегодня такие технологии, как, например, нагрузочные трубки Nautilus Tapering Tubes, позволяют кардинально снизить уровень искажений. Необычные по форме и выдающиеся по звуку “Наутилусы” выпускаются до сих пор и — как единодушно считает множество аудиоэкспертов, звукорежиссеров, критиков и журналистов — стали, вероятно, “лучшими акустическими системами, которые можно купить за деньги” (the best loudspeaker money can buy).
Многочисленные новации, вышедшие из стен Университета звука B&W, нашли применение в самых разных — по уровню сложности исполнения и стоимости — линейках колонок компании. Звучание топовых фирменных АС отличается настолько ошеломительной динамикой и подкупающей естественностью, что громкоговорители престижной 800-й “алмазной” серии по праву занимают место в знаменитой лондонской студии Abbey Road, в которой была записана музыка Beatles, Pink Floyd и многих других мировых звезд. С помощью колонок B&W 801 создавались звуковые дорожки для многих блокбастеров, в том числе “Звездных войн” и “Властелина колец”.
Акустика 800-й серии потребовала проведения длительных исследований материалов для изготовления диффузоров твитеров и басовых динамиков. Инженерам из B&W и предприятий полупроводниковой промышленности удалось сделать почти невесомый и идеально жесткий алмазный купол для излучения высоких частот. Колонки с такими твитерами уже прошли тестирование во всех наиболее авторитетных аудиожурналах и, по общему мнению экспертов, обеспечивают наиболее точное воспроизведение нот ВЧ-диапазона.
В 2004 году компания выпускает серию плоских настенных спикеров FPM (Flat Panel Monitors), корпуса которых выполнены в едином стиле с плазменными и ЖК-панелями. Затем очередным откровением, завоевавшим награду EISA (European Home Theatre Subwoofer of the year 2005–2006), явился активный сабвуфер PV1 (Pressure Vessel, “сосуд высокого давления”), сконструированный по принципу батискафа для глубоководных погружений. Далее последовал дизайнерский комплект Mini Theatre, способный с помощью компактных АС создать звуковое поле, сопоставимое по масштабу с результатами работы полноформатных колонок. Среди самых последних разработок, увидевших свет недавно, — линейка акустики B&W XT, обеспечивающей подлинно аудиофильское звучание из стройных и необыкновенно привлекательных алюминиевых корпусов.
Свой 40-летний юбилей B&W отмечает как довольно крупная по всем мировым меркам компания, имеющая два завода в Великобритании (в Уэртинге и Бредфорде) и владеющая фабрикой по изготовлению корпусов в Агербеке (Agerb.k, Дания).
Годовой объем выпуска составляет более 500 тыс. громкоговорителей (при обороте свыше $100 млн), и фирма может позволить себе заказать у предприятий полупроводниковой отрасли сразу 5–10 тыс. довольно дорогих алмазных куполов. Именно поэтому модель B&W 801D, буквально нашпигованная всеми новейшими технологиями, обходится покупателям в $16 000. Это прямой результат относительно крупных масштабов производства, так как если бы за проект взялась какая-нибудь малая структура, делающая сотню-другую пар АС в год, то те же самые мониторы неминуемо подорожали бы до
$50–60 тыс.
Сегодня B&W — это не просто компания, а целая группа (B&W Group) с суммарным оборотом $160 млн, включающая в себя также Rotel, Classe и i-Command. В секторе High End она, без всяких сомнений, является номером один, причем на голову выше любого, кто претендует на второе место.
Продукция B&W с успехом выдержала самый трудный и важный тест, которому подвергает всех рынок, — проверку временем.
Hosted by uCoz