Евгений Ануфриенко, anoufrienko@ispa.ru

Без всякого преувеличения можно сказать: Tannoy – легенда в мире профессионального звука, даже скорее культ. Найти человека, хоть как-то связанного с электроакустикой и не слышавшего об этой компании, нереально даже в России. У британцев же почтительное отношение к Tannoy заложено на генетическом уровне. Название фирмы занесено в Оксфордский словарь английского языка как имя нарицательное, и если житель туманного Альбиона захочет похвалить хорошую работу, то во многих случаях он скажет: “Over the Tannoy”. Вклад компании в индустрию звукоусиления настолько солиден, что изучение ключевых изобретений Tannoy (например, Dual Concentric) на протяжении десятков лет входит в обязательные программы мировых радиотехнических вузов и на них воспитано несколько поколений инженеров. Конечно, во времена “железного занавеса” название “Dual Concentric” было для большинства из нас чем-то невероятным, полуфантастическим. Человеку, никогда не имевшему возможности подержать в руках ничего круче, чем кинаповские 4А-32 или (о чудо!) 2А-12, даже в голову не приходило, что в течение его бренной жизни удастся увидеть колонки Tannoy не на фотографии, а живьем. И не только увидеть, но и услышать. И не только услышать, но и завладеть ими абсолютно законным способом. Слава богу, времена изменились. Сейчас Tannoy в России – всерьез и надолго.

Once upon a time...

История компании начинается с 1926 года. В те времена в Лондоне стало очень активно развиваться радиовещание и количество приемников увеличивалось стремительно. Радиоприемники того периода были, конечно, ламповыми, и для их работы было необходимо подавать два постоянных напряжения: низкое (для нитей накала ламп) и высокое (для анодных цепей). Задача решалась с помощью аккумуляторных батарей. Не очень удобно для пользователей – приходилось регулярно батареи подзаряжать, но очень прибыльно для владельцев гаражей, имевших зарядные устройства. Эти устройства были дорогими и небезопасными для домашнего использования, так как работали на ртутных парах. Инженер Гай Р. Фонтейн был владельцем небольшого гаража и вполне успешно подрабатывал на подзарядке, пока ему не пришло в голову усовершенствовать зарядное устройства и сделать его пригодным для дома. Он остановился на выпрямителях, использующих в работе тантал (tantalum) и свинцовый сплав (led alloy). Затея удалась, и вскоре Гай Фонтейн основал фирму по производству выпрямителей и дал ей название, составленное из слогов, входящих в названия основных компонентов своего первого продукта. Получилось просто и звучно: Tannoy.
Бизнес шел успешно, благо владельцев радиоприемников становилось все больше. Появились свободные средства, и Фонтейн начал эксперименты по созданию громкоговорителя с подвижной катушкой. Талантливый человек во всем талантлив. Громкоговоритель тоже удался, и в 1930 году Tannoy выигрывает тендер на оснащение звуковой системой цирка Бертрама Миллса – самого известного в Европе. Причем его конкурентами были компании Marconi и Western electric, достаточно долго работавшие в том же направлении. Так началась эра Tannoy в сфере концертного звука.
Компания развивалась стремительно. В 1933 году началось производство первого двухполосного громкоговорителя, а уже меньше чем через год Tannoy выпускал полную гамму высококачественных громкоговорителей, микрофонов и усилителей.
Вторая мировая война дала дополнительное ускорение. Оснащение британской армии системами громкой связи для орудийных батарей, городов – уличными громкоговорителями, через которые население оповещалось о начале и конце бомбежек, оборудование кораблей флота ее величества внутренней связью и т. д... Задач было много, и задач серьезных, но компания успешно с ними справлялась. И наконец, через те же уличные динамики Tannoy британцы услышали о победе во Второй мировой. Так началась эра Tannoy в сфере Public Address. Огромные заказы министерства обороны стали фундаментом успешного развития компании в послевоенные годы.
В 1948 году на лондонском радио-шоу был впервые продемонстрирован громкоговоритель Dual Concentric. Изобретением остро заинтересовалась знаменитая звукозаписывающая компания Decca. Она и стала владелицей первых шести акустических систем, которые нашли применение в качестве студийных мониторов. Так началась эра Tannoy в сфере студийного мониторинга.
В начале 1970-х компанию приобрела американская промышленная группа Harman International Industries, и в 1976 году Tannoy переезжает из Лондона на место своей нынешней дислокации в Шотландию. Вскоре, в 1977 году, Harman продает Tannoy компании, занимающейся... продуктами питания. Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник... К счастью, период “пищевого отравления” был недолгим. Дорогая игрушка быстро надоела рыцарям желудка. Плюс ко всему наметился спад на рынке hi-fi, который по понятным причинам в первую очередь интересовал владельцев, и в 1981 году власть перешла в руки исполнительных директоров Tannoy. Через два года доля компании на рынке домашних громкоговорителей увеличилась радикально. Так началась эра Tannoy в сфере hi-fi.
В 1987 году состоялось объединение Tannoy с компанией Goodmans Loudspeakers, и на свет появилась группа TGI plc. В 1989 году группа приобретает Audix Ltd, а через несколько лет в ее состав вошли Martin Audio и Lab.Gruppen. Вот в таком виде в январе 2002 года TGI и влилась в t.c. group, где к тому времени были t.c. electronic, t.c. Works, t.c. Нelicon и Dynaudio Acoustics. На рынке профессионального аудио появился очень крупный игрок с мощным финансовым капиталом и уникальным интеллектуальным багажом.
С этого момента начался новый виток в истории развития Tannoy.

Present days

Для начала почти на 60 процентов был обновлен модельный ряд. Наибольшей перетряске подвергся диапазон универсальных театрально-концертных громкоговорителей – произошла полная замена предыдущих серий “Т” и “I” на серию V. На старте в новой линейке было только четыре широкополосных громкоговорителя: V8 и V12 c драйверными модулями Dual Concentric 8 и 12 дюймов соответственно, V15 с 15-дюймовым модулем Power Dual и V300 с 12-дюймовым модулем Super Dual Concentric. В 2003 году вышел еще один широкополосник V12 High Power и группа “низкочастотной поддержки” в лице сабвуферов VS15BP (1х15”, бэндпасс), VS15HL (1х15”, свернутый рупор) и VS18DR (1х18”, прямое излучение). Все широкополосные спикеры линейки действительно универсальны. Во-первых, драйверные блоки Dual Concentric имеют конические диаграммы с исключительно ровным распределением в широком диапазоне частот. Это одинаково хорошо и для основных систем, и для сценических мониторов. Во-вторых, корпуса такой формы (“2-угловой клин”), что без проблем позволяют размещать громкоговорители в любом положении и на полу, и под потолком. В-третьих, встроенные элементы фиксации (резьбовые втулки) и полный набор инсталляционных опций упрощают процесс стационарной установки в любых помещениях. И, наконец, в-четвертых: по качеству звука и эффективности (в том числе экономической) с произведениями Tannoy тяжело тягаться уже по заданию. Особенно с V300. Об этой системе хочется говорить только в превосходных тонах. Приставка “Super” к термину “Dual Concentric” абсолютно соответствует истине. Звук такой, что многим студийным мониторам и не снилось. По сути дела, это новый индустриальный стандарт. Набор качеств громкоговорителей V series сделал их очень популярными в мире. Количество же инсталляций уму непостижимо: ночные клубы, бары, театры и кинотеатры, концертные залы и даже церкви.
Если у серии V были предшественники, то у iQ генеалогия только начинается. В данном случае Tannoy вступил на новую для себя стезю. Пока это самая маленькая серия – в ней всего две акустических системы: iQ10 и iQ18. Рупорный громкоговоритель iQ10 – плод объединения технологий Power Dual от TANNOY и Axhead от одного из мировых лидеров “рупоростроения” Funktion One Research. Число “10” в названии говорит о том, что внутри спрятан 10-дюймовый драйверный модуль. Рупор, сделанный из прочного пластика, своими агрессивными очертаниями чем-то напоминают В-1 Stellth и столь же эффективен. При габаритах 595х470х494 мм и весе 17 кг (без корпуса, версия “скелет”) или 30 кг (в корпусе) громкоговоритель имеет впечатляющие параметры: чувствительность 107 дБ, дисперсия 60х40, пиковое давление 135 дБ, диапазон 180–19000 Гц. Сабвуфер iQ18 (1х18”, свернутый рупор) весит всего 55 кг. Другие параметры таковы: чувствительность 104 дБ, пиковое давление 136 дБ, диапазон 46–230 Гц, габариты 960х630х520 мм. Такие параметры открывают перед акустическими системами iQ хорошие перспективы. В первую очередь они интересны маленьким прокатным компаниям с персоналом два-три человека. Четыре стэка свободно уместятся в “Газели”, и их хватит на зал-тысячник или среднюю по размерам уличную площадку. Для инсталляций разработана очень простая и недорогая система подвеса. iQ на тот случай, когда рамы, цепи и прочие причиндалы стоят сравнимо с самим громкоговорителем.
 Самый широкий модельный ряд в гамме Tannoy, безусловно, Public Address. Большинство компаний относится к такой продукции как к чему-то второсортному, пригодному только для воспроизведения крылатой фразы “Маша, принеси цэмэнту”. Но только не Tannoy. Во многих громкоговорителях PA используются та же начинка, что и в студийных мониторах! С остальными тоже не все так просто. В самых простых системах (и корпусных, и потолочных) стоят драйверы, сделанные по технологии ICT (индукционный ВЧ-излучатель). Эта технология позволяет значительно расширить ВЧ-диапазон широкополосных динамиков без ущерба для звукового давления и уровня искажений. Особняком среди РА стоит плоский панельный спикер iP5 Mirage, сделанный по технологии NXT. От традиционных громкоговорителей он отличается тем, что излучающим элементом является не диффузор, а жесткая мембрана, на которой укреплены электромагнитные вибраторы. Они передают энергию мембране, и в ней образуются волны изгиба, как у “живых” музыкальных инструментов – гитары, скрипки и т. д. Такой принцип излучения имеет полезные особенности, а именно: небольшая глубина громкоговорителя (88 мм), широкий частотный диапазон (75–16000 Гц), низкий уровень искажений и очень широкая и равномерная полусферическая дисперсия. Практически идеальные характеристики для потолочного громкоговорителя, тем более что iP5 выполнен в виде стандартной плиты для подвесных потолков. Высота потолка перестает играть решающую роль при расчете количества спикеров и их расположения.  Два “Миража”, оставаясь совершенно незаметными, заливают ровным и чистым звуком помещение площадью 100 кв.м. и потолками 2,5 м. С целью низкочастотной поддержки iP5 и других потолочных громкоговорителей Tannoy выпускает активные потолочные сабвуферы CMS110B (10”, 110 Вт, 31–150 Гц, кроссовер) с теми же посадочными размерами, что и iP5. Кроме этих двух акустических систем в линейку “потолочников” входят еще пять изделий: CMS 55 ICT (5” ICT, 30 Вт), CMS 65 ICT (6” ICT, 50 Вт), CMS 6 TDC (6” Dual Concentric, 60 Вт), CMS 8 TDC (8” Dual Concentric, 100 Вт) и CMS 12 TDC (12” Dual Concentric, 150 Вт). Аббревиатура “CMS” означает “Ceiling Monitor System”. Среди встраиваемых систем есть еще две, рассчитанные на установку в стену. Это m2iw (2-полосная, 100 Вт, 65–20000 Гц) и s8iw (8” Dual Concentric, 180 Вт, 47–20000 Гц).
 Корпусные громкоговорители Public Address i5 (5” ICT), i6 (6” ICT) и i8 (8” Dual Concentric) выпускаются в трех версиях: бестрансформаторные, трансформаторные и активные. Первые две версии являются всепогодными. Для применения в акустически сложных помещениях рекомендуются i7 (4х4”+1”) и i9 (4x5”+3x1”).
Студийные мониторы Tannoy давно стали классикой. Традиционная (для Tannoy) линейка с драйверами Dual Concentric насчитывает сейчас восемь мониторов. Это пассивные System 600 (6,5”, ближнее поле, 160 Вт), System 800 (8”, ближнее поле, 180 Вт), System 1000 (10”, среднее поле, 200 Вт), System 1200 (10”, среднее поле, 350 Вт), System 15 DMT II (15”, дальнее поле, 400 Вт), System 215 DMT II (15” Dual Concentric + 15” Bass, дальнее поле, 500 Вт), активные System 600А (2х70 Вт), System 800А (2х90 Вт). Об этой линейке много говорить не стоит. Мониторы System настолько хорошо себя зарекомендовали во всем мире, что любая похвала (или хула) ничего не изменит. У них есть преданные поклонники, имя им – легион. Соотношение цена/качество настолько хорошее, что конкурентов оказывается немного. 
Линейка ближних мониторов Reveal многими профессиональными журналами признана лучшей в своем ценовом классе. Это очень доступные по цене системы превосходного качества. Монитор ближнего поля Reveal, давший название всей линейке, существует в двух ипостасях – собственно Reveal (6,5”+ 1” купольный твитер, 100 Вт) и Reveal Active (то же плюс усилитель 2x50 Вт). По некоторым своим параметрам, например, уровню искажений и неравномерности частотной характеристики, он превосходит многие аналогичные продукты с ценой в несколько раз большей. Дополняют линейку пассивный монитор Reveal Х (2х6,5”+ купольный твитер) и два активных сабвуфера – Reveal Sub 10 (10”, 75 Вт) и Reveal Sub 15 5.1. Из названия последнего можно понять, что он заточен под систему Surround Sound 5.1. Так оно и есть. В корпусе с 15” драйвером уместились шесть усилителей – два по 100 Вт для самого саба и центрального канала и четыре по 70 Вт для фронтальных и тыловых. Таким образом, один Reveal Sub 15 5.1 плюс один Reveal Х и четыре Reveal представляют собой законченную систему 5.1 с весьма хорошими параметрами и более чем скромной ценой (около 1900 долларов). 
Активные мониторы серии Ellipse (Ellipse 8 и Ellipse 10) примечательны не только своей дерзкой и запоминающейся внешностью (см. обложку журнала). Эти системы – новое слово в студийном мониторинге. Логотип Wideband на лицевых панелях мониторов говорит о многом. Их частотный диапазон простирается (другого слова не подберешь) до 50 кГц! Кто-то скажет, что это излишество, рекламный ход. Ничего подобного. Рассказывать, что гармоники многих инструментов забираются далеко в область ультразвука, нужды нет. Так же как и о том, что человеческий организм воспринимает звук не только ушами. Так вот, “эллипсы” действительно звучат совсем по-особому. Верх настолько чистый и легкий, что кажется пришельцем из иных миров. Очень похоже, чт “эллипсам”, удалось совершить прорыв в другое измерение. 
     Завершая описание продукции Tannoy, следует сказать, что кроме акустических систем различного назначения компания самостоятельно выпускает небольшой модельный ряд микрофонов – один вокальный и четыре инсталляционных. А вот усилители под логотипом Tannoy изготовлены в Швеции (Lab.Gruppen).
Новые вести от компании Tannoy не заставят себя долго ждать. В стадии подготовки целый диапазон изделий, в которых будут применены цифровые технологии t.c. electronic и других партнеров по промышленной группе.

Hosted by uCoz